Общие сведения
Методический отдел является структурным подразделением техникума, целью деятельности которого является непрерывное совершенствование уровня мастерства коллективной и индивидуальной деятельности педагогических работников по повышению научно- теоретической и методической подготовки для обеспечения эффективности образовательного процесса в техникуме.
В своей деятельности методический отдел руководствуется действующим законодательством, Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ, типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, нормативными актами Департамента образования и науки Кемеровской области, Уставом ГПОУ «Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П. Левина, иными внутренними нормативными документами, относящимися к деятельности отдела, техникума.
Основные направления деятельности методического отдела
Основные направления деятельности, реализуемые методическим отделом по созданию единого методического пространства как открытой развивающей образовательной среды: аналитическое; информационное; научно-методическое; психолого-педагогическое; консультационное.
- Аналитическая деятельность
Задачи: изучение результатов деятельности педагога с их последующим анализом и определением образовательных потребностей.
Содержание: диагностика потребностей педагога; анализ полученных данных, их обобщение и систематизация с фиксацией типичных затруднений; проектирование индивидуального маршрута.
Формы и методы: мониторинговые исследования, включающие наблюдение; опрос; беседу; тестирование; анкетирование; самоанализ.
Параметры мониторинга и диагностики:
– мониторинг дидактических, методических и личностных затруднений педагога;
– методическая грамотность;
– образовательные достижения обучающихся;
– экспериментальная и инновационная деятельность;
– транслирование собственного педагогического опыта;
– результативность работы над индивидуальной методической темой;
– рефлексивный анализ собственных достижений педагога на основе результатов предварительной самооценки уровня профессиональной компетентности.
- Информационная деятельность
Задачи: формирование информационного потока по вопросам нормативно-правового и учебно-методического характера.
Содержание: формирование банка информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.); ведение на сайте постоянной рубрики, посвященной методической деятельности; публикация материалов по данной тематике; ведение постоянно обновляемого стенда.
Формы и методы Отбор, редактирование, рецензирование и презентация материалов информационно-методического содержания.
- Научно-методическая деятельность
Задачи: обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута педагога; обеспечение непрерывности профессионального образования, осуществляемого в разных формах.
Содержание: планирование и организация получения дополнительного профессионального образования, представление педагогического опыта на различных методических мероприятиях; экспертиза программно-методической продукции педагога; проведение обучающих семинаров, семинаров- практикумов, мастер-классов, тренингов, круглых столов по различным аспектам методической деятельности.
Формы и методы: диагностические, прогностические, стимулирующие (деятельностно-практические) методы.
- Психолого-педагогическая деятельность
Задачи: поддержание психологического комфорта педагога.
Содержание: оказание помощи педагогу в преодолении профессиональных и личностных проблем; мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем; коррекция нарушений личностных дисгармоний.
Формы и методы: групповая дискуссия; разбор педагогических ситуаций; психотехнические игры и упражнения.
- Консультационная деятельность
Задачи: оказание консультативной помощи педагогическому работнику.
Содержание: проведение разъяснительной работы по всем направлениям сопровождения методической работы в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Формы и методы: Беседа, убеждение, активное слушание, анализ реальных ситуаций, моделирование и др.
Задачи и функции методического отдела:
- Непрерывное совершенствование уровня профессионализма педагогических кадров, развитие педагогического мастерства через самообразование, участие в профессиональных объединениях.
- Совершенствование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Совершенствование механизмов согласования запросов потребителей профессионального образования с участием социальных партнеров.
- Организация методического сопровождения образовательного процесса с целью создания оптимальных условий для эффективной реализации основных и дополнительных образовательных программ, оказание помощи в этой деятельности педагогическим работникам на основе использования современных достижений науки.
- Изучение, анализ и распространение передового опыта преподавателей по освоению и внедрению инновационных программ, технологий, новых форм и методов активного обучения.
- Организация повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников техникума.
- Проведение текущего и перспективного планирования методической работы.
- Анализ состояния учебно – методической работы и разработка предложений по повышению ее эффективности.
- Организация и оказание помощи преподавателям в разработке методического и учебно – методического обеспечения дисциплин/ПМ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.
- Организация, проведение и анализ открытых занятий и внеаудиторных мероприятий на заседаниях методического совета, внедрение в практику преподавания современных форм обучения, ТСО, программированного обучения и контроля знаний студентов.
- Планирование и организация работы методического совета техникума.
- Подготовка педагогических работников к прохождению аттестации на присвоение квалификационных категорий или соответствие занимаемой должности; сертификации.
- Осуществление контроля качественного уровня проводимых занятий в соответствии с графиком.
- Руководство деятельностью работы цикловых комиссий.
- Формирование у педагогических работников навыков анализа осуществления образовательного процесса в целом и самоанализа своей профессиональной деятельности.
Педагогический коллектив техникума работает над проблемой: «Обеспечение качественного развития образовательной среды техникума в рамках эффективной реализации ФГОС по ТОП-50 и внедрения требований стандартов WorldSkills».
Цель: Создание условий для непрерывного профессионального роста педагогов, формирования нормативного учебно-методического обеспечения образовательного процесса как ресурса обеспечения качества профессионального образования.
Задачи:
- внедрение новых образовательных и производственных технологий, способствующих развитию компетенций будущего специалиста;
- разработка фонда оценочных и диагностических средств для определения уровня сформированности профессиональных компетенций;
- совершенствование единой системы учебно – методической документации;
- методическое сопровождение конференций, семинаров, консультаций и конкурсов;
- выявление и популяризация инновационной деятельности педагогов, обобщение опыта методической и практической деятельности через публикации в СМИ и внедрение инновационных технологий.
Структура отдела:
Контакты:
Адрес: п. Металлплощадка, ул. Новая, 3-а, корпус № 1, каб. 102
Тел.: +7(384-2) 74-29-38
E-mail: metodist@kat-kem.ru
Режим работы:
понедельник-пятница: 8.30-17.00 Обед: 12.00-12.30
Организационно-методическая деятельность предполагает актуализацию, обобщение и трансляцию профессионализма педагогических кадров, а так же получение, систематизацию и распространение методических знаний с учетом нормативно- правовых документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в среднем профессиональном образовании.
Организационно-методическая деятельность осуществляется в рамках функционирования тематических методических семинаров, цикловых комиссий и др.
Нормативно- правовые документы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования” (с изменениями и дополнениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”
- Приказ департамента образования и науки Кемеровской области №1504 “Об организации аттестационной комиссии”
- Приказ департамента образования и науки Кемеровской области №2409 “Об организации аттестационной комиссии”
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2015 № 608 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
- Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 “Об осуществлении мониторинга системы образования”
- Положение о методическом отделе
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 03.12 2014 № 08-1933/505 «Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 7.04.2014 №276;
- Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении педагогическими кадрами организации.
- Распоряжение от 3 марта 2015 г. № 349-р Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы;
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993)
- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования;
- Приказ от 1 июля 2013 г. N 499 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
- Распоряжение от 15 мая 2013 г. № 792-р “Развитие образования” на 2013 – 2020 годы (в новой редакции).
Планирование методической работы
2024-2025 учебный год
Педагогическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в получении знаний о новейших достижениях педагогики, передовом отечественном и зарубежном опыте организации и реализации профессионального образования, направленная на совершенствование форм, методов обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс активных методов, эффективных средств обучения и контроля знаний.
Учебно-методическое сопровождение
- Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению
- Разработка и оформление методических указаний для студентов по выполнению лабораторных и практических работ
- Методические рекомендации по организации и проведению занятий практического (производственного) обучения
- Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов
- Рефлексия учебного занятия: методический аспект
Обобщение педагогического опыта
2014-2015 учебный год
- Внедрение компетентностного подхода на уроках истории Шеина Е.В.
- Использование ИКТ на уроках математики в учреждениях СПО Тумайкина Н.А.
- Нормативно-правовое обеспечение организации обучения Красноперова Л.Б.
- Организация внеаудиторной самостоятельной работы в свете требований ФГОС Пасько М.М.
- Организация учебного процесса на заочном отделении в ГБОУ СПО «Кемеровский аграрный техникум» Кондерова Т.А.
- Планирование и организация практики на всех ее этапах Румянцева Т.А.
- Повышение интереса к дисциплине математика Убель Л.В.
- Проблемное обучение на уроках истории Хомякова Н.Ф.
2015-2016 учебный год
- Использование интерактивных методов, как условие повышения эффективности практического обучения Мачитиева Н.В.
- Использование проблемного обучения на дисциплине Бизнес-планирование Мачитиева Н.В.
- Методические рекомендации по сопоставлению ФГОС Красноперова Л.Б.
- Методы проблемного обучения при подготовке студентов Рыжевалова Н.Н.
- Мониторинг качества учебно-методических комплексов дисциплин ПМ Курбатова О.В.
- Организация проблемного обучения на занятиях экономических дисциплин Никифоров Г.В.
- Повышение мотивации к приобретению практического опыта через различные методы и приемы обучения Стрежкова Л.В.
- Профессиональная психофизиология как фактор развития профессиональной успешности обучающегося Толмачев С.П.
- Совершенствование КМД по практическому обучению Порохова Т.В.
- Сопровождение обучающихся группы риска Ткаченко Н.В.
- Стажировка как одно из условий повышения эффективности производственного обучения Трапезников Л.А.
- Формирование профессиональных интересов через компетентностный подход в обучении Румянцева Т.А.
2016-2017 учебный год
- Актуальные проблемы подготовки водителей ТС в рамках ППКРС Зарюта А.М.
- Интерактивное обучение Солдатенко О.А.
- Методическое сопровождение внедрения примерных программ профессионального обучения водителей ТС Тумайкина Н.А.
- Обучение студентов основам финансовой грамотности Егорчатова О.В.
- Повышение интереса студентов к обучению через применение информационных технологий Мачитиева Н.В.
- Применение информационных технологий при подготовке водителей транспортных средств Зарюта А.М.
- Развитие у обучающихся психофизиологических качеств водителя Грязнова О.А.
- Разработка вариативной части с учетом требований работодателей Красноперова Л.Б.
- Способы взаимодействия представителей работодателей и ПОО при реализации программ Сидоренко В.И.
- Трудоустройство выпускников Вострикова Л.А.
2017-2018 учебный год
- Программа ранней профориентации как основа формирования успешного специалиста Вострикова Л.А.
- Формирование профессиональных компетенций через применение различных технологий и способов обучения Егорчатова О.В.
- Профессиональные компетенции – формирование, развитие, диагностика Красноперова Л.Б.
- Формирование дополнительных профессиональных компетенций через проектную деятельность Мачитиева Н.В.
- Организация самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин у обучающихся по специальностям не экономического профиля Никифорович Г.В.
- Демонстрационный экзамен – как современный элемент контроля и оценки знаний обучающихся Гастюнин В.Н.
- Инновационные системы оценки качества знаний обучающихся в условиях реализации ФГОС Солдатенко О.А.
2018-2019 учебный год
- Сборник материалов круглого стола «Актуальные компетенции успешного профессионала – выпускника СПО»
- Сборник конференции 22-29 апреля 2019
- Интерактивный метод обучения как средство формирования ключевых компетенций
- Образовательный квест как интерактивная образовательная среда в рамках реализации ФГОС
Научно-исследовательская деятельность направлена на организацию и проведение исследовательских работ, научно-практических конференций и консультаций по развитию критичного оценивания, рефлексии, самостоятельного мотивирования, поиска и обнаружения противоречий, основываясь на передовом педагогическом опыте.
Аттестация – процедура формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в конкретной должности, призванная способствовать совершенствованию деятельности в области подбора кадров, повышения квалификации сотрудников, принятию решений о соответствии работников занимаемым рабочим местам.
Аттестация как оценочная процедура позволяет оценить состояние имеющегося кадрового состава, то есть выявить соответствие деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в той или иной должности, требованиям, установленным к ней; выявить резервы повышения уровня профессионализма педагогов
Нормативно-правовые и организационные механизмы действующего порядка аттестации работников системы образования – это совокупность законов, принципов, правил, процедур и операций, регламентирующих взаимодействие ее участников
Основные задачи проведения аттестации
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Виды аттестации
- Подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.
- Установление квалификационной категории по желанию педагогических работников.
Аттестация в целях установления соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями на основании распорядительного акта работодателя о создании аттестационной комиссии. Основание – представление работодателя с мотивированной всесторонней и объективной оценкой профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Периодичность – 1 раз в пять лет. Не предусматривается сохранение результатов аттестации при переходе в другую организацию. Прохождение аттестационных испытаний не предусмотрено.
Категории педагогических работников, в отношении которых аттестация в целях подтверждения соответствия их занимаемой должности не проводится:
- педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
- проработавшие в занимаемой должности менее двух лет
в организации, в которой проводится аттестация; - беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (возможна не ранее чем через два года после их выхода);
- лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (возможна не ранее чем через два года после их выхода);
- отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием (возможна не ранее чем через год после выхода на работу).