Общие сведения
Методический отдел является структурным подразделением техникума, целью деятельности которого является непрерывное совершенствование уровня мастерства коллективной и индивидуальной деятельности педагогических работников по повышению научно- теоретической и методической подготовки для обеспечения эффективности образовательного процесса в техникуме.
В своей деятельности методический отдел руководствуется действующим законодательством, Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ, типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, нормативными актами Департамента образования и науки Кемеровской области, Уставом ГПОУ «Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П. Левина, иными внутренними нормативными документами, относящимися к деятельности отдела, техникума.
Основные направления деятельности методического отдела
Основные направления деятельности, реализуемые методическим отделом по созданию единого методического пространства как открытой развивающей образовательной среды: аналитическое; информационное; научно-методическое; психолого-педагогическое; консультационное.
- Аналитическая деятельность
Задачи: изучение результатов деятельности педагога с их последующим анализом и определением образовательных потребностей.
Содержание: диагностика потребностей педагога; анализ полученных данных, их обобщение и систематизация с фиксацией типичных затруднений; проектирование индивидуального маршрута.
Формы и методы: мониторинговые исследования, включающие наблюдение; опрос; беседу; тестирование; анкетирование; самоанализ.
Параметры мониторинга и диагностики:
– мониторинг дидактических, методических и личностных затруднений педагога;
– методическая грамотность;
– образовательные достижения обучающихся;
– экспериментальная и инновационная деятельность;
– транслирование собственного педагогического опыта;
– результативность работы над индивидуальной методической темой;
– рефлексивный анализ собственных достижений педагога на основе результатов предварительной самооценки уровня профессиональной компетентности.
- Информационная деятельность
Задачи: формирование информационного потока по вопросам нормативно-правового и учебно-методического характера.
Содержание: формирование банка информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.); ведение на сайте постоянной рубрики, посвященной методической деятельности; публикация материалов по данной тематике; ведение постоянно обновляемого стенда.
Формы и методы Отбор, редактирование, рецензирование и презентация материалов информационно-методического содержания.
- Научно-методическая деятельность
Задачи: обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута педагога; обеспечение непрерывности профессионального образования, осуществляемого в разных формах.
Содержание: планирование и организация получения дополнительного профессионального образования, представление педагогического опыта на различных методических мероприятиях; экспертиза программно-методической продукции педагога; проведение обучающих семинаров, семинаров- практикумов, мастер-классов, тренингов, круглых столов по различным аспектам методической деятельности.
Формы и методы: диагностические, прогностические, стимулирующие (деятельностно-практические) методы.
- Психолого-педагогическая деятельность
Задачи: поддержание психологического комфорта педагога.
Содержание: оказание помощи педагогу в преодолении профессиональных и личностных проблем; мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем; коррекция нарушений личностных дисгармоний.
Формы и методы: групповая дискуссия; разбор педагогических ситуаций; психотехнические игры и упражнения.
- Консультационная деятельность
Задачи: оказание консультативной помощи педагогическому работнику.
Содержание: проведение разъяснительной работы по всем направлениям сопровождения методической работы в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Формы и методы: Беседа, убеждение, активное слушание, анализ реальных ситуаций, моделирование и др.
Задачи и функции методического отдела:
- Непрерывное совершенствование уровня профессионализма педагогических кадров, развитие педагогического мастерства через самообразование, участие в профессиональных объединениях.
- Совершенствование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Совершенствование механизмов согласования запросов потребителей профессионального образования с участием социальных партнеров.
- Организация методического сопровождения образовательного процесса с целью создания оптимальных условий для эффективной реализации основных и дополнительных образовательных программ, оказание помощи в этой деятельности педагогическим работникам на основе использования современных достижений науки.
- Изучение, анализ и распространение передового опыта преподавателей по освоению и внедрению инновационных программ, технологий, новых форм и методов активного обучения.
- Организация повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников техникума.
- Проведение текущего и перспективного планирования методической работы.
- Анализ состояния учебно – методической работы и разработка предложений по повышению ее эффективности.
- Организация и оказание помощи преподавателям в разработке методического и учебно – методического обеспечения дисциплин/ПМ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.
- Организация, проведение и анализ открытых занятий и внеаудиторных мероприятий на заседаниях методического совета, внедрение в практику преподавания современных форм обучения, ТСО, программированного обучения и контроля знаний студентов.
- Планирование и организация работы методического совета техникума.
- Подготовка педагогических работников к прохождению аттестации на присвоение квалификационных категорий или соответствие занимаемой должности; сертификации.
- Осуществление контроля качественного уровня проводимых занятий в соответствии с графиком.
- Руководство деятельностью работы цикловых комиссий.
- Формирование у педагогических работников навыков анализа осуществления образовательного процесса в целом и самоанализа своей профессиональной деятельности.
В 2017/2018 учебном году педагогический коллектив техникума работает над проблемой: «Обеспечение качественного развития образовательной среды техникума в рамках эффективной реализации ФГОС по ТОП-50 и внедрения требований стандартов WorldSkills».
Цель: Создание условий для непрерывного профессионального роста педагогов, формирования нормативного учебно-методического обеспечения образовательного процесса как ресурса обеспечения качества профессионального образования.
Задачи:
- внедрение новых образовательных и производственных технологий, способствующих развитию компетенций будущего специалиста;
- разработка фонда оценочных и диагностических средств для определения уровня сформированности профессиональных компетенций;
- совершенствование единой системы учебно – методической документации;
- методическое сопровождение конференций, семинаров, консультаций и конкурсов;
- выявление и популяризация инновационной деятельности педагогов, обобщение опыта методической и практической деятельности через публикации в СМИ и внедрение инновационных технологий.